Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Президент Украины или Председатель Верховной Рады Украины, который исполняет обязанности главы государства в период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины, имеет полномочия издать соответствующий Указ, которым реорганизуется система судов общей юрисдикции путем слияния отдельных высших специализированных судов. Такое мнение в своей колонке для «Главкома» высказал народный депутат от партии УДАР Валерий Карпунцов.
По его мнению, соответствующим указом можно предусмотреть, например, слияния действующих на сегодня Высшего административного суда, Высшего хозяйственного суда, Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел в два высших специализированных суда: Высший публичный суд Украины (в составе двух палат: по рассмотрению административных дел и по рассмотрению уголовных дел) и Высший частный суд Украины (в составе двух палат: по рассмотрению гражданских дел и по рассмотрению хозяйственных дел).
Карпунцов убежден, что подобная реорганизация высших спецсудов повлечет за собой реорганизацию всей судебной системы, а также спровоцирует необходимость внесения соответствующих изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей». В частности - в положения, определяющие структуру судов общей юрисдикции. «Так, целесообразными будут изменения в указанный Закон о создании вместо звена апелляционных специализированных судов апелляционных частных и апелляционных публичных судов. В соответствии со следующей схемой вместо окружных административных судов создаются публичные суды, вместо местных судов - частные суды»,- сказал он.
«Помимо прочего в контексте реорганизации судебной системы представляется целесообразным пересмотреть определенные Законом «О судоустройстве и статусе судей» полномочия ВСУ в сторону их расширения, в частности - относительно полномочия пересматривать решения высших специализированных судов и реального гарантирования конституционного статуса этого суда как высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции», отметил он.
По мнению нардепа, реорганизация системы судов общей юрисдикции на практике приведет к фактическому увольнению судей и работников аппарата судов с последующим переводом их части во вновь созданные суды частной и публичной юрисдикций. При этом существует возможность установить другие условия и порядок перевода судей во вновь созданные суды (подобная практика имела место в 2010 году при ликвидации военных судов), чем те, которые прописаны в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей».
«Так, в переходных положениях проекта Закона о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» можно будет предположить, что назначение судьи на должность в соответствующем вновь созданном суде возможно только после прохождения им аттестации. При аттестации должны быть определены профессиональные критерии допуска судьи к занятию должности во вновь судах: например, сколько вынесенных им решений были обжалованы в судах вышестоящей инстанции и сколько решений отменены, сколько жалоб на его действия подано в Высший квалификационного комиссии и Высший совет юстиции, количество наложенных на него дисциплинарных взысканий и т.п.», - отметил Карпунцов.
В случае, если судья не сможет пройти аттестацию – он будет уволен с должности на основании части пятой статьи 126 Конституции Украины.
Единственным проблемным вопросом в таком случае остается определение государственного органа , которому можно было бы доверить проведение соответствующей аттестации судей.