Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
8 листопада 2013 у Верховній Раді України, будучи главою робочої групи з реформування органів прокуратури та адвокатури, мав честь доповідати проект Закону України «Про прокуратуру» (№3541) в 1-му читанні. Він був прийнятий 286 голосами депутатів.
8 ноября 2013 года в Верховной Раде Украины, будучи главой рабочей группы по реформированию органов прокуратуры и адвокатуры, имел честь докладывать проект Закона Украины «О прокуратуре» (№3541) в 1-м чтении. Он был принят 286 голосами депутатов, пишет на своей странице в Fb Андрей Портнов.
Европейские институции, эксперты и функционеры ранее активно призывали к его принятию, а после голосования - приветствовали такое достижение: «Мыприветствуем принятие в первом чтении Верховной радой 8 ноября 2013 года законопроекта относительно реформирования Генеральной прокуратуры – значительный шаг в реформировании…» (представитель европейского Комиссара по вопросам расширения и Европейской политики соседства Ш.Фюле П.Стано.
Как известно, этот законопроект разрабатывался в сотрудничестве с европейскими экспертами и успешно прошел экспертизу Венецианской комиссии и экспертов Совета Европы. В соответствующем заключении (CDL-AD (2013)025 от 14.10.2013), в частности, указано, что указанным проектом «для функционирования органов прокуратуры было четко заложено достаточно крепкую основу в соответствии с европейскими стандартами и потребностями современной системы уголовного правосудия».
Напомню, что одним из ключевых положений проекта была ликвидация так называемого «общего надзора». Соответствующие нормы проекта были призваны существенно изменить деятельность органов прокуратуры, лишив их возможности осуществлять противоправное давление на субъектов хозяйствования и граждан, обеспечив тем самым позитивный эффект для бизнес среды, инвестиционного климата, гражданских правоотношений и деловой активности.
Так, согласно проекта закона органы прокуратуры лишались целого ряда полномочий по непосредственному вмешательству в деятельность граждан, частных предприятий и организаций вне сферы уголовного судопроизводства, в частности – прав беспрепятственного посещения помещений частных субъектов хозяйствования, истребований и изъятия у них документов, вызова и получение пояснений и т.д. Прокуратура практически полностью уходила бы из всего, что не связано с уголовным процессом.
Со времени голосования законопроекта в первом чтении призывы европейских институций к принятию данного проекта закона о прокуратуре не прекратились. Европейские чиновники отмечали, что «важно не откладывать процесс принятия Закона Украины «О прокуратуре» и реформы органов прокуратуры. Как можно более быстрое принятие Закона является необходимым условием для начала долгожданной глубокой реформы прокуратуры в Украине, который проложит путь для преобразования органов прокуратуры сегодняшнего типа в современную систему прокуратуры, которая будет отвечать европейским стандартам».
Представители нынешней власти, а в прошлом лидеры оппозиции, также продолжают твердить о необходимости реформирования правоохранительной системы государства в целом и прокуратуры в частности. Но несмотря на взятые на себя еврообязательства, каких-либо результативных действий в данном направлении за полгода так и не осуществили.
Набор тезисов власти привычный: «необходимо», «срочно», «кардинально», «комплексно», «скоро» и так далее.
Если предположить, что власти не нравится проект закона «О прокуратуре» №3541, разработанный нашей юридической командой и одобреный европейскими экспертами (а призывы к его принятию настойчиво звучат как от международных функционеров (Комисар Совета Европы по правам человека Н.Муйжниекс, Посол США в Украины Дж.Пайетт, так и от общественности (гражданская инициатива «Реанимационный пакет реформ», то за полгода можно было бы разработать и внести в парламент любой другой проект, основанный на европейских стандартах.
Однако этого также не происходит. Поскольку принятие закона о прокуратуре является требованием Совета Европы, однако ни такой закон, ни какие-либо другие законы, направленные на евроинтеграцию, приняты до сих пор не были, возникает вопрос, а есть ли вообще причинно-следственная связь между зимним евроинтеграционным протестом на Майдане и пришедшими к власти еврооптимистами.